Информационно-библиотечные центры
В учреждениях образования Волковысского района функционирует 18 школьных библиотек. В состав районного методического объединения школьных библиотекарей входит 24 библиотекаря, их них – 20 основных и 4 совместителя. По стажу работы:1-5 лет – 3 чел., 5-10 лет – 3 чел., 10-15 лет – 5 чел., 15-20 лет – 4 чел., 20 и более лет – 3 чел. Высшее библиотечное образование имеют 4 чел. (21,4 %), среднее специальное библиотечное образование – 5 чел. (8,5 %), 9 библиотекарей (50 %) – не специалисты. В качестве заведующих библиотеками работают 5 человек, библиотекарем 1 квалификационной категории - 6 (35,7 %), как библиотекарь 2 квалификационной категории – 4 (39,2 %), не имеют квалификационной категории – 3 (19,2 %) . Библиотекари района своевременно повышают квалификацию на курсах на базе ГрОИРО, в межкурсововй период участвуют в методических объединениях, работают над темами самообразования .
Организация информационно – библиотечных центров (далее - ИБЦ) на базе библиотек учреждений образования Волковысского района обусловлена была необходимостью концентрации имеющихся информационных ресурсов, создания условий для свободного доступа педагогов и учащихся к информационным источникам как на бумажных, так и на электронных носителях в целях реализации принципов доступности, непрерывности образования, самостоятельности учащихся и педагогов в обучении и преподавании с использованием ИКТ.
На основании приказа управления образования Гродненского облисполкома от 09.08.2010 г., приказов управления образования Волковысского райисполкома № 95 от 9.03.2011 г., № 480 от 16.12.2011г., а также приказа отдела образования, спорта и туризма № 485 от 31.12.2013 на базе 17 библиотек района организованы информационно – библиотечные центры, целью которых является накопление, обобщение и распространение справочных, методических материалов, педагогического опыта на электронных носителях.
Основными задачами ИБЦ являются:
- Обеспечить образовательный процесс и самообразовательную деятельность путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей;
- Формировать у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;
- Совершенствовать традиционные и освоение эффективных библиотечных технологий;
- Расширять ассортимент библиотечно-информационных услуг, повышать их качество на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;
Для обеспечения качественной деятельности ИБЦ подготовлена нормативно – правовая база: приказ по учреждению образования, Положение об ИБЦ, составлены планы работы на учебный год, отчёт о работе за прошедший учебный год. Районным учебно-методическим кабинетом были разработаны методические рекомендации “Организация информационно-библиотечных центров” (автор – Золоторёва А.А.), 2011 г, в которых раскрыты основные вопросы организации и содержания деятельности ИБЦ.
С целью качественного обеспечения деятельности ИБЦ одним из основных этапов организации является обеспечение рабочего места библиотекаря компьютером и оборудование не менее 1-2-компьютеризированных рабочих мест для пользователей. Обеспеченность компьютерной техникой ИБЦ в государственных учреждениях образования следующая:
«Гимназия № 1 г. Волковыска» - 3;
«Гимназия № 2 г. Волковыска» - 3;
«Средняя школа № 2 г. Волковыска» -3;
«Средняя школа № 3 г. Волковыска» -3;
«Средняя школа № 4 г. Волковыска» -3;
«Средняя школа № 5 г. Волковыска» -3;
«Средняя школа № 7 г. Волковыска» -4;
«Средняя школа № 8 г. Волковыска с польским яз. обучения» -4;
«Средняя школа № 2 г.п. Россь» - 3;
«Средняя школа г.п. Красносельский» - 7;
«Верейковская средняя школа» - 3;
«Шиловичская средняя школа» - 2;
«Подоросская средняя школа» - 2;
«Гнезновская средняя школа» - 2.
Компьютеры ИБЦ подключены к Интернету, включены в единую локальную сеть учреждений образования. Наличие персональных компьютеров и выхода в Internet позволяет участникам образовательного процесса беспрепятственно обеспечить доступ к удаленным источникам информации.
В каждом из ИБЦ оформлены стенды, уголки, где размещены основные документы ИБЦ, информационные листы с рекламой услуг, адреса полезных сайтов в Интернете, каталоги электронных ресурсов ИБЦ, аннотированные каталоги ЭСО.
В фондах ИБЦ имеется более 800 электронных дисков, на которых собраны электронные базы нормативных документов, материалы по актуальным проблемам образования, презентации, полнотекстовые произведения литературы, мультимедийные энциклопедии, фильмы, видеоролики, электронные учебники, электронные средства обучения и др. С целью систематизации и контроля за использованием поступающих в библиотеки источников информации на электронных носителях ведутся журналы учета. В РУМК также создана медиатека, которая насчитывает более 200 дисков, с содержанием которых вы можете познакомится на выставке.
Учет электронных фондов ИБЦ осуществляется на основании “Інструкцыі па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь” №14 от 02. 10.2001г. Электронные диски оформляются в библиотеку актом о приеме, вносятся в отдельную инвентарную книгу, вносятся в книгу суммарного учета библиотечного фонда. Ведется каталог электронных дисков. Диски систематизируются и размещаются в зоне ИБЦ (структура систематизации по таблице ББК). Выдача электронных дисков фиксируется в формулярах пользователей, учет выдачи ведется в Дневнике школьной библиотеки. Учет и выдачу электронных дисков осуществляет библиотекарь.
Все ИБЦ оснащены автоматической информационно-библиотечной системой, активно внедряется программный комплекс «Библиограф». В программе «Библиограф» ведутся электронные каталоги, картотеки статей, электронный учет учебников и художественной литературы.
Создание научно-методического сопровождения деятельности школьных библиотек по формированию информационной культуры учащихся является важным направлением работы РУМК. Ежегодно действут районное методическое объединение школьных библиотекарей. Методическую учеба ориентируется на заявки школьных библиотекарей с выездом на места.
Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для реализации активных форм работы с читателями, включая вечера, читательские конференции, литературно-музыкальные композиции и др. С целью популяризации детского чтения на базе государственных учреждений образования проводится Неделя детской книги.
Актуальным остается публикация материалов из опыта работы библиотекарей района в республиканских периодических изданиях. Так в 2021/2022 учебном году печатались: Т. Л. Ковальчук, заведующий библиотекой государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Волковыска» . В 2013 году из печати вышел сборник Ковальчук Т.Л., с публикациями сценариев мероприятий. «Данесці цудоўны скарб». (Изд. “Экоперспектіва”).
Сделать школьную библиотеку центром формирования информационной культуры для педагогов, учеников и их родителей и, более того, центром формирования личности школьника, могут только профессионалы, владеющие всем арсеналом современных достижений науки, техники и педагогических идей. Этот арсенал огромен. Освоить его, переработать и внедрить в свою повседневную деятельность – задача библиотекаря-педагога. Задача РУМК– помочь такому освоению.
Положение об информационно-библиотечном центре (перейти).