Волковысский районный центр
Для родителей
Безопасность жизнедеятельности в учреждениях образования
Райком профсоюза
Наши победы
Резерв руководящих кадров
Гуманитарное сотрудничество

Методическая работа с молодыми педагогами

 ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Цель Школы молодого учителя:  создание на основе диагностики условий для формирования развития у молодых педагогов профессиональных компетенций в соответствии с их интеллектуальным и творческим потенциалом.

Задачи работы с молодыми:

- определить уровень сформированности у молодых специалистов профессионально значимых качеств и область педагогических затруднений;

- формировать у них потребность в проектировании своего дальнейшего профессионального развития и совершенствовании профессиональных компетенций;

- развивать способность и стремление  к рефлексии собственной деятельности и самостоятельному управлению своим профессиональным развитием

 

Локальные нормативные документы, регламентирующие работу с молодыми специалистами.

          1. Приказ «Об организации методической работы».

          2. Комплексно-целевая программа адаптации молодых специалистов.

          3. Положение о школе молодого педагога

          4. План работы школы молодого педагога.

                 5. График индивидуальных консультаций для молодых специалистов (проводимых работниками РУМК).

          6. График открытых уроков молодых специалистов.

 

 Памятка молодому специалисту (скачать)

 Положение о фестивале молодых педагогов (перейти)

         Приказ об организации наставничества в 2018/2019 учебном году (перейти)

         Приказ об организации наставничества в 2017/2018 учебном году (перейти)

         План работы школы молодого педагога в 2018/2019 учебном году (перейти)

         План работы школы молодого педагога в 2017/2018 уч.году


С целью создания условий для развития творческого потенциала и самореализации молодых педагогических работников системы образования районас 25 мая по 1 июня 2020 года в дистанционной форме прошёл фестиваль молодых педагогов «Педагогический дебют».23 молодых педагога представляли  защиту первого года работы в одном из медиа-контентов (видеоролик, презентация, мультипликационный фильм «Мой первый год работы в школе», творческий отчет и др.).

Для защиты первого года работы молодые педагоги использовали разнообразные формы: педагогический лайфхак (ГУО «Средняя школа № 3 г.Волковыска»), видеоролики («Средняя школа № 5 г.Волковыска», “Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”, “Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”, “Ясли-сад № 1 г.Волковыска”, “Ясли-сад № 6 г.Волковыска”, “Волковысский центр творчества детей и молодёжи”, “Волковысский районный центр технического творчества детей и молодёжи”), презентации (“Средняя школа г.п.Красносельский”, “Средняя школа № 2 г.п.Россь”, “Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”, “Красносельский ясли-сад № 2”, “Волковысский районный центр туризма и краеведения детей и молодёжи”), эссе (“Шиловичская средняя школа”, “Дошкольный центр развития ребёнка № 7 г.Волковыска”, “Ясли-сад № 10 г.Волковыска”). В ходе защиты педагоги продемонстрировали свои достижения, выявили первые трудности и пути их преодоления, показали себя находчивыми, эрудированными, коммуникабельными и творческими людьми.

С лучшими материалами участников фестиваля можно ознакомиться  по ссылкам

  1. Гаврилик Павел Сергеевич, учитель математики, Черепок Егор Викторович, учитель истории ГУО “Средняя школа № 3 г.Волковыска”;

https://www.youtube.com/watch?v=b84Vs3HdvL8

  1. Рычко Елизавета Юрьевна, педагог-психолог ГУО “Средняя школа № 5 г.Волковыска”

https://drive.google.com/file/d/1uJ_6miZ3RcxbjSH7D7kHKQW-4QyJMALE/view?usp=sharing

  1. Иванькова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов ГУО “Средняя школа г.п.Красносельский”

https://drive.google.com/file/d/1uLijqphr8wgTSrVHgH039t2p-ujOXjt-/view?usp=sharing

  1. Кривцова Ольга Игоревна, учитель начальных классов ГУО “Средняя школа г.п.Красносельский”

https://drive.google.com/file/d/1R7VkKqO5QyRnvz0smaF3hCo66pkGgLja/view

  1. Монахова Элина Валерьевна, учитель физической культуры и здоровья ГУО “Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”

https://drive.google.com/file/d/1IXpvf8z3gezjPRuU0-8llHWrGZHWG_ao/view?usp=drivesdk

  1. Коренчук Светлана Сергеевна, воспитатель дошкольного образования ГУО “Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”

https://youtu.be/gvnsuvFPVbY

  1. Покачайло Мария Сигизмундовна, учитель биологии и химии ГУО “Матвеевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”

https://drive.google.com/file/d/1yzucI6GuuV7brekcTFGdxFl14hMQUbto/view?usp=sharing

  1. Игнатик Анастасия Викторовна, Адамович Юлия Александровна, Зарецкая Марина Валерьевна, Шейн Юлия Васильевна, воспитатели дошкольного образования ГУО “Ясли-сад № 1 г.Волковыска”

https://www.youtube.com/watch?v=tgGm1Jhvycw

  1. Гладушко Александра Аркадьевна, воспитатель дошкольного образования “Ясли-сад № 6 г.Волковыска”

https://youtu.be/yYWj7NU-hIc

  1. Мелешко Варвара Сергеевна, педагог-организатор ГУО “Волковысский центр творчества детей и молодёжи”

https://yadi.sk/i/PzYPRRu9tCugeg

  1. Кирющенкова Валентина Сергеевна, педагог-организатор ГУО “Волковысский районный центр технического творчества детей и молодёжи”

https://youtu.be/Sb6fMhdSdxU

  1. Кузьмич Карина Сергеевна, педагог дополнительного образования ГУО “Волковысский районный центр технического творчества детей и молодёжи”

https://www.youtube.com/watch?v=1nZ57wY4jbs

  1. Биш Милана Викторовна, педагог дополнительного образования ГУО “Волковысский районный центр туризма и краеведения детей и молодёжи”

https://youtu.be/tutbuskiaL4

  1. Щилик Мария Анатольевна, воспитатель дошкольного образования “Дошкольный центр развития ребёнка № 7 г.Волковыска”

Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою.

                                                                                               В.Г.Белинский

В мире существует тысячи профессий и выбрать одну из них, которая помогла бы оставаться самим собой, конечно, сложно. Но я это сделала. Я стала воспитателем.

После окончания учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» я пришла работать в государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка №7 г.Волковыска».

Первый рабочий день. Очень волнуюсь. Как встретят коллеги, дети, родители?

Встреча с коллегами… Вижу приветливые лица. Понимаю, что мне рады. Уверена, что в любую минуту придут на помощь. Так и случилось. На протяжении всего года меня поддерживали и оказывали методическую помощь мои наставники – Валентина Ивановна Авдейчик и Светлана Ивановна Воропай.

Встреча с детьми… Всматриваюсь в их глаза. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Но как это сделать?

Встреча с родителями… Как будто слышу их слова: «Мы доверяем вам самое дорогое, что у нас есть – своих детей. Берегите их». Сразу же возникает мысль: как организовать педагогическое взаимодействие с родителями таким образом, чтобы у них всегда была возможность стать непосредственными участниками жизни своих детей в детском саду.

Чередой потекли трудовые будни. Свою педагогическую деятельность я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Каждый день своей работы я учила детей правильно держать ложку, одеваться, аккуратно есть, а самое главное самостоятельно выполнять эти, казалось бы, простые вещи.Но сколько стоило труда выполнить это малышам. Вместе мы делали первые, самые трудные шаги: дети осваивали неизвестный им мир, а я набиралась опыта в профессии воспитателя.

Быстро пролетел первый год работы. Можно подвести некоторые итоги.

 Я пришла к выводу, что детский сад – эта самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то, нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое, осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка, за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Поэтому в этой «волшебной» детской стране живут только самые-самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Наша профессия универсальна: воспитатель – это актёр, художник, сказочник, исследователь, садовник, творец...

Как актер постоянно находишься в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Воспитатель детского сада немного волшебник. Почему, спросите вы? Ребенок как лист чистой бумаги, если напишешь на ней что-то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет сложно. Каждый ребенок открыт для всего нового, для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Потому что все дети ежесекундно ждут от нас, взрослых, сказки, чуда, открытий. А воспитатели по волшебству должны все это донести в их детские души.

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.

Думаю, что еще одной отличительной особенностью нашей профессии является умение быть смешным, забавным, а порою вместе с детьми искать выход из «проблемной ситуации», давая детям возможность почувствовать свою значимость и проявить свои способности. И когда мы отдаём своей работе себя без остатка, то в ответ получаем море улыбок, любви и радостные объятия наших воспитанников при встрече.

Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети: интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель.

Но каким должен быть воспитатель? Прежде всего, ему самому нужно всегда оставаться ребёнком в душе, всегда находиться в волшебном мире детства, только тогда дети поверят ему.

За время работы в дошкольном центре развития ребенкая поняла, что быть воспитателем– это огромный труд и ответственность. Воспитатель должен очень много уметь: рисовать, клеить, мастерить, играть, петь… Он должен постоянно идти вперёд, осваивать инновационные технологии, саморазвиваться, стремиться совершенствовать себя и своё мастерство. И чем больше будет желание вырасти как педагог, тем интереснее будет детям и ему самому.

У каждого воспитанника свой характер, за которым скрывается личность. Цель воспитателя – вовремя увидеть в ребёнке самые маленькие задатки, которые даны ему природой, и создать условия для их развития и реализации. В этом и заключается талант педагога.

Воспитание в детском саду – это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский). Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию. И я согласна с А.С.Макаренко, который говорил, что умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины.

Каждый ребёнок – это творение и его невозможно воспитывать по шаблону. Работа воспитателя заключается в умении анализировать и прогнозировать собственную деятельность, в способности индивидуализировать педагогические методы и приемы при сохранении методического единства. Воспитатель должен основывать свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего его мира во всем его многообразии, должен помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослым действий.

Хочу подчеркнуть, что дети все разные, но это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Поэтому суть воспитательного метода заключается в том, что, прежде всего, нужно изучать ребенка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть во внутренний мир каждого из детей. И познать этот особый мир может только тот, кто умеет вместе с ребенком разделить его огорчения и тревоги, радости и успехи.

Сказать, что эта работа каждодневный праздник – трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень тяжело. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Не зря же малыши  младших групп, забывшись, называют тебя мамой. Разве это не высший балл доверия?

Поэтому я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе. Можно, конечно, завоевать авторитет высокими требованиями и дисциплиной, но завоевать любовь и доверие – нельзя.

И я старалась быть всегда «чуть-чуть» ребёнком,  учиться у детей их видению мира, их наивности и вместе с ними проходить этот путь. Но для  этого необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки. С этой целью стремлюсь разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Все дети не похожи друг на друга, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.

Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать совет. С душевными качествами понятно, а вот способности… Очень часто эти способности имеются, но не всегда в тех масштабах, чтобы выйти с ними на «большую сцену»: поешь, но голос не звучный, пишешь стихи, но не такие, чтобы их можно было печатать, рукодельничаешь, но не для того, чтобы потом выставлять свои работы на продажу и т. д. А в детском саду все эти скромные таланты воспитатель может реализовать, ведь дети – самые гуманные судьи. Они восхищаются всем, чего не умеют делать сами. Все таланты реализуются, все находят применение и доставляют радость не только вам, но и всем окружающим, а в первую очередь детям. Дети оценят стихи и рассказы, рисунки и песни, а главное – саму вашу фантазию, ведь они самые великие в мире фантазеры.

Ребенок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым. Главное в работе воспитателя – как можно проще, нежнее и доходчивее для ребенка донести информацию, благодаря которой он сможет жить в гармонии с окружающим миром.

Чем больше я даю ребенку информации и впечатлений, тем более прочную базу создаю для развития его возможностей. Чем раньше начать развивать ребёнка, тем легче ему будет в дальнейшем познавать новое, учиться, общаться, достигать своих жизненных целей. Каждый ребенок может стать гением, а раннее развитие – это ключ к его гениальности.

Чтобы быть успешным педагогом, необходимо систематически изучать  особенности внутреннего мира ребенка, пользуясь теми методами, которые разработала психология. Как говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то  она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  А для этого самому педагогу нужно уметь прогнозировать и оценивать свои результаты, постоянно развиваться  во всех направлениях: осваивать глубины педагогики и психологии, художественного и музыкального творчества, быть патриотом своей Родины.

Менялись дети, менялась и я  вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. И хотя  наша профессия не приносит больших материальных благ, но зато дарит нам столько любви в детских глазах, столько энергии и тепла, что позволяет нам оставаться неизменно молодыми и в душе детьми, и каждый день делать открытия и улетать в своих фантазиях к звёздам.

 Я горжусь своей профессией, мне очень хорошо в мире детства. Там нет лжи, зависти и зла. Есть самые яркие, самые талантливые дети – мои воспитанники. Там я становлюсь сама собой. Только тот, кто хоть раз с настоящей любовью уверенно и нежно держал в своей ладони доверчивую детскую ручонку, может понять меня. Я отдам им себя всю, без остатка. По-другому нельзя. Ибо есть на свете самая мирная и светлая миссия – быть воспитателем.

  1. . учитель начальных классов ГУО «Шиловичская средняя школа»

Мой первый год работы в школе

Вот и подходит к концу учебный год. Первый год работы в школе. С чего же всё начиналось?

В руках у меня диплом об окончании Волковысского педагогического колледжа. К этому моменту шла четыре года, была уверена: проблем с учениками у меня не будет. Ведь я ещё помню себя школьницей, помню все трудности ребят, знаю их интересы. Я полна сил, а самое главное, желание показать, насколько увлекательна и интересна учеба и жизнь в школе.

Но судьба распорядилась по-иному. Я была принята на работу воспитателем в Детский центр развития ребёнка г.Мосты. Ясельная группа… В голове разочарование и неуверенность. Наверное, в тот момент мне не хватало не только опыта работы, но и поддержки среди коллег.

По стечению обстоятельств в декабре 2019 года моим новым местом работы стала Шиловичская средняя школа. Я - УЧИТЕЛЬ начальных классов. Мои ученики – второклашки.

Мои первые шаги в профессии начались с изучения документации. Ведь именно без нее настоящий учитель не имеет права заходить в класс и говорить: «Здравствуйте, я ваша новая учительница...». Да, то количество информации, с которой нужно было ознакомиться, пугало. С другой стороны, вызывало интерес, ведь профессия обретала еще один смысл: вступление в новое сообщество со своими законами, нормами, правами, требованиями, ожиданиями.

Говорят, что в первые год-два жизни ребёнок осваивает столько понятий и умений, сколько не набирает потом за всю жизнь. Мне показалось, что я стала этим ребенком во второй раз. Помню, на четвертом курсе, проходя преддипломную практику, каждый из студентов должен был дать всего лишь несколько уроков. А сколько дней ушло на их подготовку... И вот стоит самый главный вопрос: «Как могут учителя справляться со своим объёмом работы?». А ответ гениально прост: учитель – это не работа, а образ жизни.

Иногда я не сплю ночами, объясняю, что такое дружба, держу за руку неуверенную в себе девочку, читаю вслух, пою песни, леплю из пластилина фрукты и зверюшек, путешествую по сказкам. Поток событий и информации хлынул, меня накрыло с головой, закрутило и завертело. Я не успевала даже анализировать, что же со мной происходит. Ясно было только одно: колледж подготовил меня не к реальной, а к идеальной школе. Пришлось выкинуть из головы все педагогические наставления и истины, в которые меня посвятили, и в поисках ответа на вопрос «что и как делать?» воспользоваться методом проб и ошибок.

Сложно? Да, сложно. Помимо приятных моментов, нужно справиться с документацией, подготовиться к урокам, проверить тетради, а самое сложное - найти общий язык с родителями. Основная часть работы учителя незаметна для глаз окружающих. Но как бы не было сложно, бесконечный труд учителя вознаграждается с лихвой  любовью своих учеников. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту я нужна ребятам. Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, порой забывая поздороваться.

В общем, мои первые шаги в профессии были не всегда уверенными, порой быстрыми и результативными, а порой и нет, временами трудными, а чаще счастливыми, а оттого и легкими.

Спустя год работы в школе я поняла, что главное в нашей профессии – это любовь к тому, чем мы занимаемся. Сейчас могу сказать, что как только у меня возникает трудная ситуация, я вспоминаю глаза детей, их открытость, чуткость. Моя педагогическая деятельность только началась. Знаю, что будет еще много уроков, мероприятий. Будут положительные и отрицательные моменты в работе. Но в этом бесконечном движении от «минусов» к «плюсам» забываешь о собственном возрасте, вновь учишься быть ребенком. Наверное, это и есть счастье.

Моя работа – это постоянный процесс познания жизни, творчества, общения, самовыражения. Я ни на секунду не пожалела о том, что работаю в школе. Здесь меня окружают замечательные люди, готовые всегда прийти на помощь и дать мудрый совет. Но самое главное, школа помогает очень четко видеть результат своей работы, что заставляет двигаться вперёд и ставить перед собой всё новые цели.

 


 С 23 апреля по 3 мая 2019 г. в учреждениях образования района проходит методическая неделя «Опытные педагоги – молодому учителю». В помощь молодым педагогам проводятся открытые уроки, занятия, классные и информационные часы, занятия объединений по интересам (далее – открытые мероприятия). С графиком открытых мероприятий можно ознакомиться, перейдя по ссылке:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Iibw69zyBIexg_M-SsuQ5uhyIX3uxaYyMaDxYwMTQeI/edit?usp=sharing 

 


      20 декабря 2018 года во Дворце культуры г.Лиды с целью содействия профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов состоялся областной этап конкурса молодых специалистов учреждений, организаций и предприятий Гродненской области «Молодой специалист 21 века».

      В областном конкурсе приняли участие 17 молодых специалистов Гродненщины: педагоги, медицинские работники, художественные руководители. Участники  должны были представить визитную карточку «К вершинам мастерства», эссе на тему «Своей профессией горжусь!», а также подготовить видеоролик, отражающий специфику работы по профессии и особенности региона, куда направлен по распределению молодой специалист.

      Волковысский район на областном конкурсе достойно представила Бенкевич Юлия Яновна, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа п.Юбилейный», заняв 3 место в финальном этапе конкурса.  От всей души поздравляем победительницу и желаем ей дальнейших побед!

 


      С целью формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодых педагогов 23 мая 2018 г. на базе государственного учреждения образования (далее – ГУО) «Гимназия № 2 г. Волковыска» прошёл фестиваль молодых педагогов «Педагогический дебют». 18 молодых педагогов в рамках защиты готовили творческий отчет, давали открытые уроки, мероприятия.

     По результатам декады открытых уроков молодых педагогов у всех молодых педагогов сформированы базовые компетенции – умение организовать сотворчество с появлением субъективно нового опыта или продукта, умение организовывать воспроизведение, действие по образцу, а также специальные возможности – основные знания специфики преподаваемого предмета. Молодые педагоги активно взаимодействуют с учащимися и их родителями, посещают уроки и мероприятия коллег, перенимают педагогический опыт у наставников.

   Для защиты первого года работы молодые педагоги использовали разнообразные формы: коллективный творческий отчёт, устный журнал, презентации и др. В ходе защиты педагоги продемонстрировали свои достижения, выявили первые трудности и пути их преодоления, показали себя находчивыми, эрудированными, коммуникабельными и творческими людьми.


     Более 120 молодых педагогов нашей республики, а также гостей Смоленска объединил Фестиваль «Призвание – педагог». На протяжении трёх дней Фестиваль являлся удивительным пространством для новых знаний, новых открытий, новых идей, новых знакомств …

       В течение Фестиваля молодые педагоги были приглашены на тренинги знакомства, лекции для взрослых, мастер-классы, эвристические беседы. Преподаватели ГУО «ГрОИРО», участники республиканского и областного клубов «Хрустальный журавль», победители конкурса педагогического мастерства «Учитель года», лучшие педагоги республики рассказали и на практике показали, что такое и как можно применить на уроке популярные кейс-технологии, сторителлинг, коворкинг, перевернутое обучение, коучинг… Вдохновленные и переполненные положительными эмоциями после посещенных открытых лекций и мастер-классов, молодые педагоги получили домашнее задание, выполнение которого продемонстрировали на сцене в последний день Фестиваля.

   Для участников предусмотрены интерактивные перемены, объединенные общей темой Года малой родины. Педагоги посетили мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству и своими руками сделали в разных техниках васильки и аистов. Красоты Гродно и белорусские праздники нашли воплощение в открытках-шейкерах, магнитах-топиариях и других интересных поделках.

    Каждому участнику Фестиваля был вручён сертификат, а командам, наиболее проявившим себя – памятные сувениры.